Приложение № 1 к приказу МБОУ СОШ с.Коста от 24.07.2023 г. № 37 Базовый уровень Профориентационного минимума (рекомендованное количество часов в год - 40) Цель реализации базового уровня – активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения). Задачи базового уровня: организация и систематизация первичной профориентационной помощи; -развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования; -информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов; -развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению; -диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям. Рекомендации по реализации базового уровня Профориентационного минимума Организационные и методические условия для участия обучающихся 6– 11 классов в профориентационной деятельности: 1. Назначить ответственного в школе по профориентации (замдиректора по учебно-воспитательной работе). 2. Определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагогпредметник, классный руководитель, педагог-психолог, и др.). Данному специалисту необходимо пройти инструктаж по организации и проведению профориентационной работы в образовательной организации (не менее 6 ак. часов). 3. Специалист определяет количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6–11 классов (формирует учебные группы). 4. Специалист создает план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы. Рекомендовано использовать в программе следующие профориентационные мероприятия (в зависимости от базового) : - Профориентационный урок. Специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться разработанными материалами в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ» и др.). -Онлайн-диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников с помощью профориентационной диагностики. -Информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям общедоступного и школьного сегментов Платформы «Билет в будущее». -Вариативные мероприятия: проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы. В рамках уровня проводится сбор количественных показателей реализации профориентационных программ и мероприятий (примеры показателей см. в Приложении 1). Сбор осуществляется за счет использования платформенных решений в автоматизированном виде. Форматы профориентационной работы (расширяются в зависимости от базовый) Профориентационная работа реализуется в следующих форматах: Урочная деятельность На выбор: - Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» (в рамках проекта («Билет в будущее») или другие программы. - Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология». Рекомендованное количество: от 4 часов. Внеурочная деятельность Курс занятий: «Россия - мои горизонты» Рекомендованное количество: от 34 часов. Взаимодействие с родителями Участие во всероссийских родительских собраниях Рекомендованное количество: от 2 часов. Описание профориентационных мероприятий на базовом уровне Профориентационный урок Профориентационные уроки ориентированы на разные возрастные группы обучающихся с 6 по 11 класс, для каждого класса создается с учетом возрастных норм и актуальности профориентационных задач, стоящих перед обучающимися. Так, в 6–7 классе актуальнее представить широкий контекст профессионального выбора, рассказать о значимости труда в жизни человека, способы профессионального выбора, рассматривать предпрофильные направления обучения, возможности дополнительного образования, темы проектных работ. В 8–9 классах стоит обратить внимание на выбор уровня профессионального образования, содержание основных и востребованных профессий. В 10–11 классах среди важных для рассмотрения тем: выбор направления профессионального обучения и соответствующих предметов для вступительных испытаний, особенности поступления в образовательные организации высшего образования, старт профессиональной карьеры. Продолжительность урока не менее 45 мин. В каждый урок встраиваются интерактивные элементы – вопросы по теме урока, тестирование/опрос с целью организации взаимодействия педагоганавигатора с обучающимися. Во время урока школьники имеют возможность решить в классе и/или в качестве домашнего задания профориентационные упражнения. Профориентационная онлайн-диагностика Онлайн-диагностика проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы. Оценка профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в трех возрастных группах: 6–7 класс, 8–9 класс и 10–11 класс. После получения результатов диагностики необходимо проведение групповой консультации (допускается использование форматов видеоконсультаций). В зависимости от возраста и стоящих перед обучающимися профориентационных задач методики отличаются в отношении рекомендаций, которые даются в отчете по итогам тестирования. Общая структура методики По итогам тестирования на Платформе автоматически формируется индивидуальный отчет для обучающегося, содержащий следующую информацию: -Графическое предъявление результатов профессиональных склонностей (шкальныйпрофиль, стандартизированные баллы); -Рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональных направлений; -Текстовые описания рекомендованных профилей обучения и рекомендуемых профессиональных направлений, представленных в тесте; - Дополнительные рекомендации по итогам тестирования: выбор уровня образования (8-9 класс), перечень рекомендуемых учебных предметов для сдачи ЕГЭ в рамках каждого профиля обучения (10-11 классы). По итогам профориентационной диагностики на Платформе автоматически формируются две формы отчета: для обучающегося и родителя (законного представителя)и общий отчет для школы, в котором представлена статистика по обучающимся: распределение интересов по профессиональным направлениям и профилям обучения, профессиональные предпочтения и т.д. Версия методики онлайн-диагностики -Основной акцент для 6–7 классов – помощь в выборе направлений предпрофильного обучения и программ углубленного изучения отдельных предметов; -Основной акцент для 8–9 классов – выбор профиля обучения, уровня обучения и профессионального направления; -Основной акцент для 10–11 классов – выбор профиля дальнейшего обучения, профильных предметов для сдачи ЕГЭ, профессиональных направлений. -Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью используются адаптированные методики для 6–7, 8–9 и 10–11 классов по 8 нозологическим группам (нарушение зрения (слабовидящие); нарушение слуха (глухие и слабослышащие, позднооглохшие); нарушение опорнодвигательного аппарата; общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечнососудистой системы и т.д.), задержка психического развития (легкая степень); тяжелое недоразвитие речи; расстройства аутистического спектра), интеллектуальные нарушения (легкая степень) и трех возрастных категорий: 6–7, 8–9, 10–11 классы. Групповая консультация по результатам диагностики Специалист, отвечающий за профориентационную работу, проводит урок, в рамках которого организует обсуждение результатов онлайн диагностики (тестирования): информирует о принципах интерпретации результатов (что означают высокие, средние и низкие результаты), как в дальнейшем применять полученные результаты. Возможно проведение консультаций с использованием видеоматериалов, содержащих интерпретацию результатов, предоставленных разработчиком онлайн диагностики. Работа с родителями Для работы с родителями рекомендуется использовать форму отчета для родителей по результатам онлайн-диагностики; материалы общедоступного контура Платформы основного уровня реализации Профориентационного минимума. Профориентационные мероприятия по выбору Выбор вариативных мероприятий опирается на возможности образовательной организации. В число профориентационных мероприятий могут быть включены: -Организация проектной деятельности обучающихся в соответствии с результатами и рекомендациями профориентационной диагностики с учетом выбранных обучающимися профессиональных направлений или профиля обучения. -Посещение профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей региона с учетом профессиональных склонностей обучающихся, выявленных в результате диагностики. -Экскурсии в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования – это возможность познакомить обучающихся с направлениями подготовки и программами обучения; с профессиональными задачами специалистов, с преподавателями; обсудить востребованность будущих выпускников. -Экскурсии в компании или предприятия – это возможность познакомить обучающихся с подробностями ежедневной профессиональной деятельности конкретных специалистов, погрузить их в профессиональный контекст, «примерить» эти профессии на себя, тем самым, активизируя собственные размышления обучающихся, необходимые для совершения профессионального выбора. -Мероприятия профориентационной программы могут быть встроены как профориентационные блоки, включенные в учебные предметы, тематические классные часы, так и как отдельный вид внеурочной деятельности, воспитательной работы, дополнительного образования. Приложение 1 Рекомендации по мониторингу исполнения мероприятий общеобразовательными организациями в рамках Профориентационного минимума Работа с данными в рамках исполнения мероприятий профориентационного минимума включает в себя сбор, мониторинг и анализ количественных и качественных показателей, а также оценку эффектов и лонгитюдные исследования. Сбор данных автоматизирован с помощью платформенных решений. Примеры показателей: Количественные показатели: -количество педагогов, прошедших программу повышения квалификации по профориентационной работе, с указанием длительности обучения; -количество обучающихся 6-11 классов, принявших участие в профпробах, от общего количества обучающихся 6-11 классов; -количество учащихся прошедших онлайн-диагностику от общего количества учащихся 6-11 классов; -статистика по выявленным профилям интересов и способностей в результате онлайн диагностики; -статистика образовательно-профессиональных планов учащихся, выявленных в рамках онлайн диагностики; количество и тематика региональных и федеральных мероприятий, проводимых школой, в рамках профориентационных мероприятий по выбору, с указанием количества обучающихся 6-11 кл, принявших участие в каждом мероприятии, от общего числа обучающихся 6-11 классов школы; -количество обучающихся 6-11 классов, принявших участие в проектной деятельности, от общего числа обучающихся 6-11 классов школы; - процент мероприятий, соответствующих профилю и запросам учеников, от общего числа мероприятий, проведенных школой в рамках мероприятий по выбору и др. Качественные и количественные показатели: -перечень дефицитов, по которым целесообразно подключать партнеров; количество обучающихся 6-11 классов, для которых характерны указанные дефициты; -выбранный формат привлечение Партнеров; -список партнеров, привлеченный к работе; -перечень и количество мероприятий с партнерами; количество обучающихся 6-11 классов, принявших участие в каждом мероприятии, от общего числа обучающихся 6-11 классов в школе; -процент соответствия мероприятий с партнерами профилям и дефицитам обучающихся по итогам диагностики; -обратная связь по итогам проведенных профпроб и мероприятий; -оценка нагрузки на участников проекта; -оценка долгосрочных эффектов проекта (в динамике по ученикам, организациям и пр.) и др.