• • • поощрение самостоятельности, расширение возможностей самообразования и самореализации; формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную урочную и внеурочную деятельность; содействие дальнейшей успешной социализации школьников. 2. Система безотметочного обучения в 1 классе 2.1. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у обучающихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. 2.2. Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации образовательной деятельности, повышению образовательной мотивации и самостоятельности обучающихся. 2.3. Основными принципами безотметочного обучения являются: • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; • критериальностъ - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с обучающимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно четкими; • приоритет самооценки - формируется способность обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся — прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; • непрерывность - с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом школьник получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; • гибкость и вариативность инструментария оценки - в образовательной деятельности используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика; • сочетание качественной и количественной составляющих оценки - качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работа в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей; • естественность процесса контроля и оценки - контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдений за их образовательную деятельность в обычных условиях. 3. Особенности контрольно-оценочной деятельности обучающихся 1-х классов 3.1. Обучаясь в первом классе, обучающиеся приобретают следующие умения: • оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью специальных методических инструментов; • соотносить свою оценку с оценкой учителя; • договариваться о выборе образца для сопоставления работ; • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. 3.2. Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении «Светофор» — оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: • красный - я умею сам; • жёлтый - я умею, но не уверен; • зелёный - нужна помощь. 3.3. Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: • если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»; • если есть маленькие недочёты - «Хорошо» и т.д. 3.4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий (УУД): • 1-й этап - анкетирование родителей (законных представителей) на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе; • 2-й этап - проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий; • 3-й этап - проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД. 3.5. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитывается программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Лист учебных достижений Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как: 1) приобретение знаний; 2) понимание; 3) применение; 4) анализ; 5) синтез; 6) оценка; 7) диалектичность мышления. Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков: 1) способность принимать ответственность; 2) способность уважать других; 3) умение сотрудничать; 4) умение участвовать в выработке общего решения; 5) способность разрешать конфликты; 6) способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. Наблюдения ведутся учителем в течение всей образовательной деятельности в ситуациях: • повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий; • инициативной творческой работы; Наблюдения ведутся учителем в течение всей образовательной деятельности в ситуациях совместной (групповой и парной) работы обучающихся. Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков: 1) слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); 2) говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); 3) чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); 4) письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: 1) формулировать вопрос, ставить проблему; 2) вести наблюдение; 3) планировать работу; 4) планировать время; 5) собрать данные; 6) зафиксировать данные; 7) упорядочить и организовать данные; 8) интерпретировать данные; 9) представить результаты. Наблюдения ведутся учителем в течение всей образовательной деятельности в ситуациях: • совместного обсуждения; • групповой и индивидуальной презентации; • «авторского собеседования»; • «ученик как инструктор»; • неформального общения в связи и по поводу прочитанного; • они дополняются взаимооценками обучающихся навыков работы в группе. Наблюдения ведутся учителем в течение всей образовательной деятельности в ситуациях: • направляемого учителем миниисследования; • группового мини-исследования; • самостоятельного миниисследования; они дополняются самооценкой обучающихся 4. Система контроля индивидуальных достижений обучающихся 2-11 классов Основные виды контроля: 4.1. По месту в процессе обучения: • предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития детей; • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала; • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и степень сформированности основных компонентов образовательной деятельности обучающихся. 4.2. По содержанию: • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций образовательного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия; • пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления образовательного действия. 4.3. По субъектам контрольно-оценочной деятельности: • внешний контроль, осуществляемый учителем или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка); • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). 4.4. К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие: • формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), их соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; • формирования УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные); • формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; • формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания; • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания. 4.5. Оцениванию не подлежат: • темп работы обучающегося; • личностные качества обучающихся; • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия). 4.6. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение обучающимся границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления образовательной деятельности. 4.7. Конечная цель обучения — формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие образовательной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. 5. Формы контроля и оценки 5.1. Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. 5.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: • стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы; • текущие проверочные работы; • тестовые диагностические работы; • устный опрос; • проверка сформированности навыков чтения; • «портфолио» ученика; • участие обучающихся во внешних проверках (независимая экспертиза); • участие в международных и всероссийских проектах. 5.3. Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов № Вид оценочной деятельности Время проведения Содержание Формы и виды оценки 1 Входной контроль (стартовая диагностика) Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону Ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Рубежный контроль, итоговый 2 контроль Диагностическая работа, тестовая диагностическая работа Декабрьянварь Апрель-май Проводится на входе и выходе темы Определяет уровень усвоения программы. Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках изучения темы. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции 3 Проверочная работа Проводится после изучения темы Проверяется уровень освоения обучающимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами образовательного действия. 4 Итоговая проверочная работа Комплексная работа Конец апреля-мая Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности. Оценивание многобалльное отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы Каждый обучающийся в конце года демонстрирует результаты своей урочной и внеурочной деятельности. Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. 5 Предъявление/ демонстрация достижений ученика за год. Общественный уровень знаний Стартовая диагностическая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний обучающихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме «Повторение» (во всех классах). Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку послеоперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках данной учебной задачи. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы. Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе — только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода. «Портфолио» обучающегося (демонстрация достижений обучающегося с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ обучающегося, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучающегося в какой-либо области, продукты учебнопознавательной деятельности обучающегося – самостоятельно найденные информационносправочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. 5.4. По результатам проверки составляются аналитические справки. 5.5. По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. 5.6. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в полгода со 2 по 5 класс. В 1 классе 1 раз в апреле месяце. Со 2 по 5 класс проходят тесты на осознанность чтения. 5.7. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. 5.8. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем (в диагностических картах обучающихся). Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень. По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в триместр во всех классах до 8 класса включительно. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки обучающегося и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования: • высокий уровень — 85-100%; • уровень выше среднего — 70-84%; • средний уровень — 50-69%; • уровень ниже среднего — 30-49%; • низкий уровень — менее 30%. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений обучающихся. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. 6. Основания и порядок проведения учета качества индивидуальных достижений обучающихся 6.1. Основанием для учета качества индивидуальных достижений обучающихся служит «портфолио». «Портфолио» — это набор документов (в печатном или электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных достижений обучающихся за весь период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной и других. 6.2. Сводная ведомость является формой планирования достижений и их фактического накопления обучающимися в процессе самореализации. 6.3. Результаты, накопленные в портфолио, должны быть положены в основу образовательного рейтинга обучающихся и позволяют осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, определить дальнейший путь успешной социализации. 7. Система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся 7.1. В портфолио индивидуальных образовательных достижений формируется оценка следующих достижений обучающихся: • учебные достижения; • внеурочные достижения; • надпредметные компетенции; • ключевые компетенции; • социальные компетенции. 7.2. Основными принципами оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся являются: • единые процедура и технология оценивания; • достоверность используемых данных; • сопоставление перспективного планирования результатов и оценки фактических достижений; • соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации. 7.3. Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения детьми традиционных учебных программ, программ развивающего обучения, профильного уровня. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливаются по результатам государственной (итоговой) аттестации школьников, мониторинговых исследований. 7.4. Показатели внеурочных достижений и общего компетентностного уровня включают в себя показатели индивидуальных достижений обучающегося, сформированные в урочное и внеурочное время. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практической деятельности, социально-значимых проектах и акциях различной направленности. 7.5. Портфолио индивидуальных образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей, педагогов, классных руководителей, администрации школы в виде накопительной папки за учебный год. 7.6. Процедура, технология, структура оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся регламентируются следующими документами: • Федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по организации и проведению ЕГЭ, независимой формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся. • Федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по проведению лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность. • Федеральные и региональные нормативные и распорядительные документы по проведению и организации предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, социально-значимых проектов и акций. • Документы, регламентирующие комплексную оценку эффективности региональной системы образования. • Программа международных исследований качества образования. • Региональная программа мониторинговых исследований. 7.7. Классный руководитель: • осуществляет контроль заполнения обучающимися сводной ведомости планируемых и фактических результатов, • организует учет документов, входящих в портфолио образовательных достижений, • несет ответственность за достоверность предоставляемой информации, • осуществляет мониторинг планируемых и достигаемых результатов, проводя сравнение с аналогичным и предшествующим периодами по каждому обучающемуся и в среднем по каждому показателю, • выявляет причины положительной и отрицательной динамики по каждому обучающемуся, • индивидуально доводит информацию до родителей обучающихся, • вносит предложения администрации по внесению изменений в планирование работы, направленных на создание условий для более полной самореализации школьников. 8. Оценка индивидуальных достижений обучающихся 2-11 классов 8.1. Сводная ведомость индивидуальных достижений состоит из 6 блоков. Результаты фиксируются в сводной ведомости по блокам, каждый из которых имеет свою систему ранжирования. 8.2. Итоговый балл сводной ведомости результатов формируется как суммарный балл средних баллов по блокам. 8.3. Уровень индивидуальных образовательных достижений обучающегося вычисляется как отношение суммы набранных баллов к максимальному баллу (100 баллов). 8.4. Выделяются следующие уровни достижений: • 0,8-1 — высокий уровень; • 0,6-0,8 — достаточный уровень; • 0,4-0,6 — необходимый уровень; • 0,2-0,4 — низкий уровень; • менее 0,2 — недопустимый уровень. 9. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов урочной и внеурочной деятельности обучающегося 9.1. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеурочные достижения школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами. 9.2. В итоговой оценке результатов освоения ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие: • результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП. • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных УУД, необходимых для продолжения образования на следующем шаге; • внеурочные достижения школьников. 9.3. Для сохранения результатов урочной и внеурочной деятельности обучающихся (в строгом терми нологическом смысле этого слова) используются: • общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов образовательной деятельности класса; • презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. 9.4. Для сохранения результатов практических работ обучающихся используются: • исследовательские работы, творческие работы и проекты (графические, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в печатной форме, так и в форме выставок, презентаций, социальных видео-роликов, мероприятий (возможны как цифровые, так и печатные формы); • презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные обучающимся в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); • выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки). 9.5. Все материалы обучающегося по итогам образования в школе оформляются в форме портфолио (накопительной папки). 9.6. Государственная Итоговая Аттестация проводится в 9 классах с использованием механизмов независимой оценки знаний, в 11 классах в форме ЕГЭ. 10. Взаимодействие участников образовательной деятельности в процессе обучения 10.1. На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах; 10-11 классах. 10.2. Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости обучающихся в электронных дневниках и журналах http://ohrana-tryda.com/node/2041 10.3. Все учителя-предметники отслеживают траекторию обученности школьников в электронном виде. 10.4. Классные руководители проводят родительские собрания или индивидуальные консультации с приглашением учителей-предметников. 10.5. Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.